Фрагмент для ознакомления
2
1. Республика как форма правления зарубежных государств
Республика является формой правления, в которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительным учреждением на определенный срок.
Республиканская форма правления была известна как древним, так и средневековым государствам, но в последнее время получила самое широкое развитие. Исторически сложилось, что демократическая республика является наиболее приемлемой формой буржуазного государства, в котором полностью ликвидированы все остатки феодальной государственности. Существуют два основных, классических типа республиканской формы правления – президентская (США) и парламентская республика (Италия, Германия) .
Одним из их ключевых различий является порядок формирования и адресат политической ответственности правительства за его деятельность. Кроме того, важно различать политическую ответственность (за эффективность, целесообразность, согласованность проводимой политики) и юридическую ответственность за преступления.
Президентская республика – это форма правления, которая, прежде всего, характеризуется сочетанием полномочий главы государства и главы исполнительной власти в руках президента.
Признаки, характерные для президентской республики :
1. Президентская республика теоретически основана на принципе жесткого разделения властей. В зарубежной теории и практике существует устойчивое различие между президентскими и парламентскими формами правления – в первом существует строгое разделение полномочий, а во втором – гибкое.
С жесткой организацией разделения властей высшие законодательные, исполнительные и судебные органы не только структурно раздельны, но также имеют значительную автономию по отношению друг к другу.
Таким образом, исполнительная власть даже не имеет законодательной инициативы, и влияние исполнительной власти на законодательную власть часто ограничивается правом вето главы государства на принятые законы.
Большинство признаков президентской республики связаны именно с этой организацией разделения властей .
2. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Ибо эта форма правления характеризуется объединением полномочий главы государства и главы кабинета в руках президента.
3. Внепарламентский метод формирования должности президента.
Руководитель исполнительной власти президентских республик получает свой мандат от народа – путем прямых или косвенных выборов, но всегда независимо от парламента. Из-за этого президент не зависит от парламента при осуществлении своих полномочий.
4. Внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности.
В президентских республиках существует несовместимость между положением члена правительства и статусом депутата. Сам президент формирует исполнительную власть. Соответственно, министры лично несут ответственность только перед главой государства .
5. Отсутствие права президента на роспуск парламента.
Сила парламента в президентской республике выражается в способности осуществлять законодательные полномочия без учета президента – последний не может распустить парламент.
Президентская республика создает очень благоприятные юридические предпосылки для концентрации обширных полномочий в руках президента. В свою очередь, отсутствие у президента права распускать парламент не позволяет правительству использовать угрозу досрочных выборов против парламента, что является обычной практикой в парламентских странах.
Исторически президентская республика была впервые представлена в Соединенных Штатах Америки на основе Конституции 1787 года. Система верховных органов государственной власти Соединенных Штатов основана на принципе сдерживания и противовесов .
Таким образом, президентская республика является очень гибкой формой правления, которая легко адаптируется к различным условиям (форма правления стала широко распространенной в государствах, которые освободились от колониальной зависимости). Однако не следует абсолютизировать оценку определенных политических и правовых форм, не принимая во внимание их конкретное политическое содержание.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа правления парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.
Парламентская республика характеризуется определенными особенностями :
1. Парламентская республика построена на принципе гибкого разделения властей.
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Японии от 03 мая 1947 года (в действ. ред.) // Конституции государств (стран мира). Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. – [Электронный ресурс] https://worldconstitutions.ru/?p=37 (Дата обращения: 02.11.2018)
Анушевская А. Права и полномочия императора Японии: справка // Аргументы и факты. Информационно-аналитическая газета. – [Электронный ресурс] http://www.aif.ru/dontknows/file/prava_i_polnomochiya_imperatora_yaponii_spravka (Дата обращения: 01.11.2018)
Гудкова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – Томск: Зеркало, 2016. – 468 с.
Тарновская Л.Ю., Филимонова А.А. Республика как форма государственного управления: анализ политических процессов в зарубежных странах – история и современность // Вестник Кубанского федерального университета. Вып. 3. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2018. – С. 88–97
Харитонова С.В., Абрамова Ю.Е. Принципы организации государственной власти в зарубежных странах // Сборник статей Вологодского государственного университета. Вып. 4. Политические науки. – Вологда: Издательство Вологодского государственного университета, 2016. – С. 58–67
Хидеэхико К. Отречение императора и Закон об императорском доме // Ниппон. Современный взгляд на Японию. – [Электронный ресурс] https://www.nippon.com/ru/in-depth/a05402/ (Дата обращения: 02.11.2018)